№38. Устранение нарушений прав собственников помещений жилого дома путем снятия дорожных знаков

Устранение нарушений прав собственников помещений жилого дома путем демонтажа дорожных знаков

В суд г. Светлого обратилось ТСЖ «С.» с иском к ООО «РемЖилФонд», Администрации МО «Светловский городской округ», Управлению ГИБДД по Калининградской области, МУ «УЖКХ ГО и защиты населения от ЧС» об устранении нарушенных прав собственников жилых помещений в многоквартирном доме по доступу к принадлежащим им объектам недвижимости путем снятия дорожных знаков, указывая, что 22.05.2009г. между домами №№ 6 и 8 по бульвару Нахимова в г. Светлом ответчиками установлены дорожные знаки 3.1 «Въезд запрещен» и 3.18.1 «Поворот направо запрещен», чем созданы препятствия по доступу собственников жилья в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Светлый, ул. Суворова, 2, к принадлежащим им на праве собственности объектам недвижимости, поскольку иных подходящих к дому и находящихся в надлежащем виде дорог нет.

Истец просил обязать ответчиков устранить нарушение прав собственников жилых помещений в многоквартирном доме № 2 по ул. Суворова в г. Светлом по доступу к принадлежащим им объектам недвижимости путем снятия дорожных знаков 3.1 «Въезд запрещен» и 3.18.1 «Поворот направо запрещен», установленных между домами №№ 6 и 8 по бульвару Нахимова в г. Светлом.

В судебном заседании представители истца Г.А.П. и Тимохин А.И.. доводы искового заявления поддержали и пояснили, что при проектировании дома, согласования проектной документации в 2004 году, в том числе с архитектурой и ГИБДД, был определен единственный подъездной путь к указанному дому со стороны Бульвара Нахимова, между домами №№ 6 и 8. Исходя из этого был размещен жилой дом, впоследствии оборудована стоянка транспортных средств для жильцов дома, установлено ограждение придомовой территории и въездные ворота. После введения дома в эксплуатацию, ТСЖ за свой счет произвело выравнивание и подсыпку грунтом указанного подъездного пути. Их никто не информировал о том, что знаки будут установлены, на каком основании, на какой срок и когда. После установки запрещающих дорожных знаков жильцы лишены права свободно подъезжать к своему дому по приведенной ими же в нормальное состояние дороге. Вместо этого им предложено подъезжать к дому по ул. Красноармейской, по которой легковой автомобиль не может проехать из-за выбоин на дороге, и не оборудованным для проезда дворам. Улица Красноармейская к их дому не ведет, не отвечает требованиям СНиП, не имеет тротуаров, покрытие нуждается в капитальном ремонте, проходит в непосредственной близости от пятиэтажных домов, в которых проживает значительно больше людей, чем в домах №№ 6 и 8 по бульвару Нахимова. Запретив движение транспорта по спорному проезду, ответчики проезжую часть на ул. Красноармейской в надлежащее состояние не привели (л.д. 64-65, 87-88).

Представитель ответчика ООО «РемЖилФонд» Тишук Н.М. не возражала против иска, показав, что вышеуказанные дорожные знаки были установлены работниками их организации 22.05.2009г. в рамках поступившего от МУ «УЖКХ ГО и защиты населения от ЧС» муниципального заказа на их установку. При этом считает, что установка указанных знаков прав собственников жилых помещений по ул. Суворова, 2, не нарушает.

Представитель ответчика МУ «УЖКХ ГО и защиты населения от ЧС» Кручинина А.В. не возражала против иска, подтвердила пояснения представителя ответчика Тишук Н.М. и показала, что основанием для установки дорожных знаков послужило поступившее из УГИБДД письмо по жалобе одной из жительниц дома по Бульвару Нахимова о сложившейся негативной дорожной ситуации. Ремонт проезжей части по ул. Красноармейской будет проведен после поступления соответствующего финансирования.

Представители ответчиков администрации МО «Светловский городской округ» (СГО), Управления ГИБДД УВД по Калининградской области (УГИБДД) в судебное заседание не явились, извещены.

При этом представитель МО СГО Мамченко Н.А. просил принять решение на усмотрение суда.

Представитель УГИБДД Зигангиров Т.Р. первоначально в судебном заседании возражал против иска, указывая, что в течение 2009 года в УГИБДД неоднократно обращались граждане, проживающие в домах №№ 6 и 8 по бул. Нахимова г. Светлого, с жалобами на негативную дорожно-транспортную обстановку, сложившуюся на дворовой территории и связанную с постоянным интенсивным движением транзитного автотранспорта, направляющегося к жилому дому ТСЖ «Суворова-2». Проверка показала, что действительно дворовой проезд между жилыми домами №№ 6 и 8 по бул. Нахимова по своим геометрическим параметрам и обустройству не предназначен для сквозного движения автотранспорта, противоречит п. 1.2 ПДД и таблице 8 СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». При этом жильцы ТСЖ «Суворова-2» могут использовать подъездные пути со стороны ул. Красноармейской. В связи с этим, в целях обеспечения безопасности дорожного движения УГИБДД предложило администрации МО СГО временно ограничить движение автотранспорта в районе домов №№ 6 и 8 по бул. Нахимова, одновременно проведя ремонт покрытия проезжей части ул. Красноармейской, которая в настоящее время также не соответствует СНиП.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, оценив собранные доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ. нашел требования истица подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 27 Конституции РФ, каждый имеет право свободно передвигаться.

В соответствии с требованиями ст. 2 Федерального закона № 196 от 10.12.1995г. «О безопасности дорожного движения» (далее ФЗ-196) под дорожным движением понимается совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Безопасность дорожного движения – состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Дорога – это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.

Частью 4 ст. 6 ФЗ-196 предусмотрено, что органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно ч. 2 ст. 12 ФЗ-196 обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Временное ограничение или прекращение движения транспортных средств, на дорогах с целью обеспечения безопасности дорожного движения, согласно ст. 14 ФЗ-196, может осуществляться уполномоченными на то должностными лицами органов местного самоуправления в пределах их компетенции. Основания временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на дорогах устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статья 21 ФЗ-196 предусматривает, что мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог в т.ч. органами местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.

Согласно ст. 3 Федерального закона № 257 от 08.11.2007г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации…» (далее ФЗ-257), автомобильная дорога – это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств…

Частью 9 ст. 5 ФЗ-257 предусмотрено, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения.

К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, согласно п.п. 6, 10, 11 ст. 13 ФЗ-257, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами, ремонт, содержание автомобильных дорог…

Право использования автомобильных дорог общего пользования имеют физические и юридические лица. Использование автомобильных дорог осуществляется с соблюдением правил дорожного движения (ч.ч. 1 и 5 ст. 27 ФЗ-257).

Пользователи автомобильными дорогами имеют право: свободно и бесплатно осуществлять проезд транспортных средств, перевозки пассажиров, грузов по автомобильным дорогам общего пользования; получать оперативную информацию о маршрутах транспортных средств по автомобильным дорогам, об условиях, о временных ограничении и прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам, (п.п. 1, 3 ст. 28 ФЗ-257), что также закреплено в ст. 24 ФЗ-196.

Согласно требованиям ст. 30 ФЗ-257 временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться: при реконструкции, капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог; в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения; в иных предусмотренных федеральными законами случаях. В случае принятия решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по организации дорожного движения, в том числе посредством устройства объездов. В случае принятия решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам владельцы автомобильных дорог обязаны информировать пользователей автомобильными дорогами о сроках таких ограничения или прекращения движения транспортных средств и о возможности воспользоваться объездом.

Судом из проектной документации на многоквартирный жилой дом № 2 по ул. Суворова в г. Светлом и имеющейся в ней выкопировки Генплана, установлено, что единственным подъездным путем к данному дому является дорога, ведущая от бульвара Нахимова, между домами №№ 6 и 8. Дорога, ведущая к указанному дому со стороны ул. Красноармейской между домами №№ 7 и 9, по которой жильцам д. 2 по ул. Суворова предложено подъезжать к дому, отсутствует. Проектная документация согласована Главным архитектором 13.04.2004г. начальником ОГАИ СГО 21.04.2004г. и другими контролирующими органами. Исходя из указанной проектной документации, на придомовой территории д. 2 по ул. Суворова обустроена стоянка для автотранспорта, ограждение придомовой территории с въездными воротами, что сторонами не оспаривается.

18.05.2009г. Главе администрации МО СГО от начальника УГИБДД поступило обращение с предложением установить запрещающие дорожные знаки, ограничивающие движение транспортных средств в районе д. 8 по бульвару Нахимова, согласно прилагаемой схемы, а также с приложенным заявлением Базаевой Е.К., проживающей по адресу: бульвар Нахимова, 8-5, для принятия решения по существу.

Базаева Е.К. в заявлении указывает, что большинство транспортных средств, покидает квартал непосредственно вдоль торцевой стенки ее дома, фасадом дом обращен на бульвар, по которому тяжелый автотранспорт движется в обход главной улицы. Стечение двух мощных вибрационных потоков способствует неравномерности просадки дома.

Согласно имеющейся резолюции Главы администрации МО СГО от 18.05.2009г., исполнение данного обращения УГИБДД поручено заместителю Главы администрации МО СГО Горшкову П.Д. и директору МУ «УЖУХ, ГО и защиты населения от ЧС» Довгому И.Н.

И.о. директора МУ «УЖУХ, ГО и защиты населения от ЧС» указанные заявление Базаевой Е.К. и схема расстановки дорожных знаков направлены для исполнения директору ООО «РемЖилФонд», и 22.05.2009г. работниками данной организации были установлены спорные дорожные знаки, что подтверждается пояснениями сторон, письмом директора ООО «РемЖилФонд».

После фактической установки вышеуказанных дорожных знаков только 30.06.2009г. на заседании комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения МО СГО было принято решение об их установке. При этом распорядительных документов по результатам принятого решения комиссией. Главой администрации или уполномоченным должностным лицом, не принято.

Вышеуказанные обстоятельства сторонами не оспариваются.

Таким образом, исходя из приведенных выше доказательств, пояснений представителей сторон о том, что запрещающие знаки установлены только со стороны бульвара Нахимова и в обратном направлении движение транспортных средств разрешено, суд приходит к выводу, что спорные дорожные знаки установлены с целью ограничения движения транспортных средств между домами 6 и 8 по бульвару Нахимова.

При этом, исходя из требований ст.ст. 14 и 30 ФЗ-196 и ФЗ-257, такое ограничение может быть временным по указанным в законе основаниям.

Однако, суду не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что оспариваемые знаки установлены на определенный срок, в течение которого будут приняты меры по устранению причин возможного разрушения прилегающих к дороге домов, либо по обустройству альтернативной дороги. После установки указанных знаков такие работы не проводились, срок их проведения не определен, из пояснений представителя ответчика УЖКХ ГО и защиты населения от ЧС» следует, что ремонт ул. Красноармейской будет проведен после поступления необходимого финансирования, что свидетельствует не о временном, а постоянном ограничении движения транспортных средств на неопределенный срок.

В нарушение требований ст. 30 ФЗ-257, информирование граждан об основаниях, сроках ограничения движения, о возможности воспользоваться объездом не осуществлено, имеющийся объезд по ул. Красноармейской до установки указанных знаков, не обустроен, и по показаниям представителя УГИБДД в настоящее время также не соответствует указанным СНиП.

Суду не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что движение транспортных средств между домами №№ 6 и 8 по бульвару Нахимова приводит к повреждению данных домов, которые и послужили основанием для установки спорных знаков.

Только лишь заявление Базаевой Е.К. не может быть признано законным основанием, предусмотренным законодательством, для временного ограничения движения транспортных средств.

Таким образом, суд пришел к выводу, что спорные дорожные знаки установлены необоснованно, с нарушением процедуры их установки и незаконно.

Вышеуказанные выводы суда подтверждаются Приказом Министерства Транспорта Российской Федерации № 149 от 27.08.2009г. «Об утверждении порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам».

Исходя из изложенного, учитывая, что собственники помещений, расположенных в д. 2 по ул. Суворова в результате установки запрещающих знаков лишены возможности свободно подъехать к дому и стоянке транспортных средств по кротчайшей дороге, обозначенной еще на стадии проектирования дома, как подъездной путь к дому, при отсутствии альтернативной обустроенной дороги, суд пришел к выводу, что действия ответчиков ограничивают их права по доступу к собственным объектам недвижимости и по свободному использованию дорог общего пользования.

Поскольку все ответчики принимали в той или иной мере участие в установке указанных дорожных знаков, в т.ч. УГИБДД, должностными лицами которого предложена схема установки знаков, которая впоследствии и была реализована, суд счел, что истцом к ним требования заявлены обоснованно.

Суд решил требования истца ТСЖ «С.» к ООО «РемЖилФонд», Администрации МО «Светловский городской округ», Управлению ГИБДД по Калининградской области, МУ «УЖКХ ГО и защиты населения от ЧС» удовлетворить.

Обязать ответчиков устранить нарушение прав собственников жилых помещений в многоквартирном доме № 2 по ул. Суворова в г. Светлом путем снятия дорожных знаков 3.1 «Въезд запрещен» и 3.18.1 «Поворот направо запрещен», установленных между домами №№ 6 и 8 по бульвару Нахимова в г. Светлом.